Гражданская восьмерка 2006

Гражданская восьмерка — это возможность для каждого
участвовать в обсуждении глобальных проблем!

earth

 

Точки зрения

Джон Киртон

16.03.07

Джон Киртон
Руководитель научной группы по исследованию G8 университета Торонто
Виктория Панова

03.12.06

Виктория Панова
Директор научной группы по исследованию G8 университета Торонто в России
Мона Брике

03.12.06

Мона Брике
Форум германских НПО по окружающей среде и развитию
Найджел Мартин

03.12.06

Найджел Мартин
Монреальский Международный Форум
Питер И. Хайнал

02.12.06

Питер И. Хайнал
Университет Торонто Исследовательская группа «большой восьмерки»

Стенограммы пленарных заседаний и "круглых столов"

Стенограмма Пленарного заседания открытия Международного Форума НПО "Гражданская восьмерка - 2006", 9 марта 2006г.


Мы публикуем рабочий вариант стенограммы. При возникновении уточнений по содержанию текста просьба обращаться admin@civilg8.ru

Элла Памфилова:
Дорогие друзья, я хочу поблагодарить всех, кто собрался в этом зале. Особенно наших партнеров из других стран – за то, что они приехали, за то, что они готовы помочь, поделиться своим опытом в новом для нас деле организации диалога представителей гражданского общества с представителями официальной «восьмерки».
Для России это первый опыт. Два с половиной месяца назад инициаторы, представители НПО-сообщества России, собрались, чтобы подумать, как использовать этот шанс для того, чтобы дать новый импульс развитию гражданского общества в России, чтобы установить более тесные контакты с коллегами из-за рубежа, чтобы наши российские НПО оказались встроенными в этот международный процесс. Тогда был выдвинут данный проект – «Гражданская восьмерка», он начал развиваться.
Я очень благодарна членам Национальной рабочей группы, которая была сформирована из инициаторов этого процесса, моим коллегам и друзьям: Александру Аузану, Сергею Цыпленкову, Юрию Джибладзе, Татьяне Монэгэн и другим, кто не побоялся взять на себя эту ответственность. Я очень благодарна тем уважаемым, авторитетным людям, таким как Виктор Антонович Садовничий, Александр Николаевич Шохин, присутствующие здесь, Людмила Алексеева – ее, к сожалению, сегодня нет – и другим, которые согласились войти в Консультативный совет. Я особенно благодарна нашим коллегам – авторитетным представителям международных сетей, таким как присутствующий здесь Найджел Мартин из Канады, который оказал нам значительную поддержку, уважаемый Питер Ричи и многие другие, которые так же согласились стать членами Консультативного совета и готовы тратить свое время и силы, помогая нам в организации этого процесса. Еще раз хочу сказать спасибо всем, кто приехал. Я надеюсь, что мы вместе с вами, по крайней мере, попытаемся обеспечить преемственность, прозрачность, последовательность этого процесса. Вот те принципы, на основе которых мы намерены строить свою деятельность.
Очень важно то, что были приглашены наши коллеги из российских регионов. Я, как и другие представители Национальной рабочей группы, не ожидала, что будет такой интерес, что многие региональные организации проявят желание сотрудничать. В связи с этим у нас даже возникла проблема: желающих оказалось гораздо больше, чем мы сегодня смогли собрать. Мы это учтем и предусмотрим на будущее проведение дополнительных круглых столов, чтобы вовлечь всех желающих из российских регионов в обсуждение с участием наших партнеров из-за рубежа как повестки дня официальной «восьмерки», так и не вошедших в нее проблем, волнующих гражданское общество. Но от этих проблем никуда не денешься, и очень важно, чтобы они в последующем процессе нашли свое выражение.
Наши международные, зарубежные коллеги чаще имеют дело с представителями московских и федеральных организаций, но не очень хорошо знакомы с региональными российскими структурами. То, что более двухсот организаций из регионов заявили о желании участвовать в нынешнем форуме, очень важно. И, может быть, самое главное сейчас – это живой контакт между всеми участниками. Едва ли он важнее сути обсуждаемых проблем, но он не менее важен. Этот душевный, эмоциональный обмен не менее значим, чем интеллектуальный обмен идеями. На мой взгляд, он может помочь нам, российским представителям НПО-сообщества, более полноценно, на равных включиться в международный процесс. У общественных организаций в России очень много проблем, но слухи о кончине гражданского общества явно преувеличены. Оно существует, оно развивается, живет по своим законам, сложным, трудным, противоречивым. И то, что вы, наши зарубежные партнеры, сейчас рядом с нами - имеет для нас большое значение. Наша основная цель - никого не подмять, не направить процесс общественного обсуждения в угодное или удобное для официальных властей русло. Наша цель - предоставить площадки для выражения мнений и выявить те точки зрения, которые реально волнуют гражданское общество. Перед нами не стоит задача свести все к какой-то единой позиции. Если по тем или иным вопросам повестки дня мы сойдемся - хорошо, если обнаружатся противоположные точки зрения - очень важно их профессионально и грамотно выявить и показать. Я хочу пожелать нам с вами успешной работы и предоставить слово нашим партнерам и коллегам. А в конце этого заседания мы договоримся о том, как будем работать в дальнейшем. Пожалуйста - Виктория Панова, член Национальной рабочей группы.

Виктория Панова, Исследовательская группа по «Большой восьмерке» университета Торонто:
Уважаемы дамы и господа, друзья, коллеги! Мы очень рады приветствовать вас здесь. Мы очень рады, что наше мероприятие и вообще процесс «Гражданской восьмерки» вызывает такой неугасаемый интерес как в России – в регионах, в Москве, так и за рубежом. Мы надеемся, что мы достойно продолжаем традиции наших зарубежных коллег.
Сейчас я хотела бы очень коротко рассказать о том, что такое «восьмерка», поскольку процесс для России новый. Хотя мы там и не новички, но мы впервые председательствуем на саммите «восьмерки», и очень многие обладают достаточно ограниченной информацией о том, что представляет собой этот механизм. Для того чтобы понять, как гражданское общество может наилучшим образом взаимодействовать с этой структурой, оно должно понимать, что же это такое.
Если немножко вернуться в историю, в середину 70-х, мы увидим, что ряд причин, которые привели к созданию Группы – тогда семи, а с вступлением России – восьми, в целом модифицировался, изменился, ряд - исчез, но некоторые из них остались. Возьмем, например, энергетические кризисы, которые как одна из причин послужили началом деятельности «восьмерки». Вновь проблема энергобезопасности находится на первом месте в повестке дня российского председательства, она не потеряла своей актуальности. Другая причина – то, что развивающиеся страны на тот момент собрались вместе, окрепли, получили независимость и стали требовать от стран Запада возможностей более справедливого участия в мировых процессах как экономических, так и политических. Эта проблема с течением времени модифицировалась, но осталась и по сей день. Мы видим, что в рамках «восьмерки» проблемы развивающихся стран, устойчивого развития, борьбы с бедностью и в первую очередь африканского континента имеют решающее значение. Другой причиной, которая послужила началом «восьмерки», стало налаживание нового механизма взаимодействия внутри трех центров силы, т.е. самих западных стран, поскольку и у Запада есть свои проблемы, которые необходимо как-то решать. Хотя «восьмерка» и отличается тем, что она действует исключительно на основе консенсуса, и разногласия, которые существуют, естественно, в отношениях всех восьми стран обычно не выносятся за пределы организации.
Так что же такое «восьмерка»? Это собрание восьми ведущих промышленно развитых, демократических держав. Почему она важна? Потому что они занимают по своей экономической мощи, научно-техническому, военно-политическому и иным потенциалам ведущее положение в мире. Четыре члена группы также являются постоянными членами Совета безопасности ООН. Они являются членами очень многих международных организаций. Если мы посмотрим на такие серьезные финансовые институты, как МВФ и Всемирный банк, то «восьмерка» зачастую имеет определяющее влияние там. Тем не менее, «восьмерку» нельзя назвать организацией в строгом смысле этого слова, она юридически не оформлена, она не имеет своего устава, у нее нет своего секретариата, и саммиты, которые проходят в рамках встреч «Группы восьми», они являются ежегодными. В принципе каждый год, начиная с 1975 г., в конце каждого саммита принималось решение о том, что в следующем году лидеры соберутся вновь в одной из стран «восьмерки». Принят принцип ротации, председательствуют страны по очереди. Нововведением Кананаскиса - это саммит 2002 г. – стало то, что впервые был закреплен документально порядок председательствования, когда минимум на 8 лет уже было определено то, что Группа будет действовать, существовать и жить. И, конечно, главное для нас в данном случае – было определено, что в 2006 г. Россия впервые станет председателем этого ведущего мирового механизма.
Но когда мы взаимодействуем с «восьмеркой», когда мы выдвигаем какие-то требования, пожелания, нам надо понимать, что, несмотря на огромные вес и влияние, возможности «Группы восьми» не безграничны. По большому счету, у нее нет своих средств принуждения. Она имеет только большой авторитет как организация, она не является глобальным директоратом, хотя многие эксперты и не политики пытаются представить ее как глобальный директорат, но это не так. Основная задача стран «восьмерки», их лидеров - достигать консенсуса по важным приоритетным задачам мирового сообщества и решать их в рамках других, юридически оформленных институтов. В первую очередь, это, конечно, ООН, а также любые другие организации, в том числе Африканский союз, если мы возьмем проблемы миротворчества, проблемы развития, также МВФ, Всемирный банк и т.д.
Как я уже сказала, ежегодно проводятся саммиты, но это не единственные встречи «восьмерки», еще существуют министерские встречи. Министры иностранных дел ежегодно встречаются, обязательно на полях Генеральной Ассамблеи ООН, непосредственно перед саммитом. Четыре раза в год проводятся встречи министров иностранных дел и соответственно встречи специальных министерств, в этом году – здравоохранения, образования и энергетики. Основную работу по подготовке саммитов ведут личные представители лидеров президентов и премьеров. Это шерпы, с которыми мы как раз сегодня вечером увидимся. У них есть дополнительные, вспомогательные аппараты внешнеполитических, финансовых су-шерпов, политдиректоров, большую организационную помощь оказывают министерства иностранных дел. Также существуют различные по направлениям рабочие экспертные группы, которые помогают «восьмерке» глубже вникать в те или иные проблемы. Наверное, такая неформальность и необходимость консенсуса помогают «восьмерке» быть лидирующим, одним из наиболее влиятельных и эффективных механизмов, который продвигает многие глобальные проблемы, стоящие сейчас на повестке дня, и позволяет продвигаться к их решению. Поэтому давайте сделаем все от нас зависящее как от социально ответственного гражданского общества для того, чтобы помочь лидерам в этой нелегкой работе. Спасибо.

Элла Памфилова:
Спасибо большое. Но главное – чтобы они еще и услышали нас. Это большая задача. И я бы хотела сказать о том, что мы не вместо кого-то. Мы никого не отвергаем и готовы сотрудничать, в том числе и с антиглобалистами. Мы их специально пригласили, чтобы завтра они могли выступить со своими позициями. Сегодня шерпы придут в четыре часа, выскажут свою официальную позицию. Мы готовы взаимодействовать со всеми, кто желает организовывать этот процесс. То есть мы не монополизируем это право. Всех, кто заинтересован, мы приглашаем к этому контакту и общению. А сейчас я предоставляю слово нашему уважаемому коллеге из Университета Торонто, уважаемому Питеру Хайналу, который как раз поделится опытом взаимодействия общественных организаций, гражданского общества с лидерами «восьмерки», «семерки» и т.д., как это было раньше.

Питер Хайнал:
Спасибо большое. Я приветствую вас, дорогие друзья, дорогие коллеги. Извините, я продолжу по-английски, это гораздо лучше, гораздо легче. Я хотел бы на этом заседании очень кратко рассказать вам об истории взаимодействия между «семеркой», а теперь уже «восьмеркой», и гражданским обществом. Я хотел бы обозначить некоторые интересные феномены в этом процессе в ходе саммита прошлого года. Возможно, кратко расскажу о некоторых перспективах предстоящего российского саммита. Я также представлю некоторые идеи, которые важны с точки зрения продуктивного взаимодействия гражданского общества с «восьмеркой».
Как уже сказала моя коллега Виктория Панова, «восьмерка» - это неформальная организация, она достаточно свободна от бюрократии, нет там устава и т.д. И это предполагает определенный способ взаимодействия гражданского общества с данной организацией, который должен быть гораздо менее официальным, чем, например, с ООН, которая очень сильно структурирована. Я хотел бы разделить историю этого взаимодействия на четыре фазы. Это моя личная точка зрения, и, разумеется, я готов выслушать другие мнения. В ходе первой фазы между 1975 и 1980 гг. взаимодействие между двумя сторонами было очень ограниченным. Нет времени вдаваться в подробности, но тем не менее. Гражданское общество не признавало влияния и силу «семерки» в то время, а «семерка», со своей стороны, действительно совершенно не обращала внимание на НПО и гражданское общество. На второй стадии - с 1981 по 1994 гг. - гражданское общество признало «семерку» как сильную группу. К тому времени повестка «семерки» расширилась и охватила очень многие глобальные вопросы, помимо изначального фокуса на экономике. С 1995 по 1997 гг. была третья фаза. И мы увидели, как «семерка» и «восьмерка» целиком и полностью признали гражданское общество. Это произошло в Канаде, в моей стране, в Галифаксе в 95 г., когда в официальных документах саммита был использован термин «гражданское общество». С тех пор взаимодействие было налажено. Происходили различные контакты, включающие в себя и министерские встречи, и саммиты, которые являются пиком этой пирамиды – работы «восьмерки». Четвертая фаза началась с Бирмингемского саммита 1998 г. и она все еще продолжается. Она характеризуется тем, что гражданское общество становится все более сильным, сложным и более влиятельным, не достаточно ясным, но более влиятельным, чем в прошлом.
Я очень кратко сейчас обозначу несколько ключевых саммитов, помимо тех, которые я упомянул. Это саммит в Генуе, в Италии, в 2001 г., когда мы увидели, с одной стороны, мирные демонстрации большинства присутствовавших НПО, а с другой – манифестации анархистов, с проявлениями жестокости и насилия, выступления тех, кого иногда называют «негражданским обществом». К сожалению, тогда даже погиб один демонстрант. Тем не менее, после Генуи активные действия гражданского общества продолжились. В 2004 г. на саммите в Си-Айленде нынешняя администрация США проявила очень незначительный интерес к взаимодействию с гражданским обществом. Однако НПО присутствовали там, они дали почувствовать, что они присутствуют на этом саммите. В прошлом году в Глениглсе в рамках британского председательства были проведены очень серьезные консультации. Мой коллега Питер Ричи расскажет об этом, я думаю. Это было очень важным структурным развитием, и мне очень приятно видеть, что в этом году российское правительство, с одной стороны, а также российское гражданское общество, с другой, намерены еще более конструктивно подготовиться к взаимодействию с «восьмеркой».
Я хотел бы сказать еще несколько слов о саммите в Глениглсе, а также о действиях, которые предпринимало гражданское общество в это время. Я упомяну о консультациях очень кратко, беспрецедентное событие произошло в прошлом году - это разработка широкого гражданского вовлечения, помимо организованных НПО. Примером была серия концертов Live Eight, которые прошли по всему миру, даже в Москве был организован такой концерт на Красной площади. Организаторами были Боб Гелдоф и Боно - это известные личности из мира музыки. Никто не может даже подумать, что они члены каких-либо НПО, но тем не менее они продемонстрировали пример такого взаимодействия, это было очень мощное визуальное событие, некое послание человечеству. Многие люди пришли на эти концерты, чтобы бесплатно послушать музыку. Знаменитости сыграли очень важную роль. Помимо Боба Гелдофа и Боно, там присутствовали церковные лидеры, архиепископ Кентерберийский и многие другие. Выступали Папа Римский, генеральный секретарь ООН и другие выдающиеся личности. Также была выражена другая точка зрения. Госпожа Памфилова упоминала другие голоса – антиглобалистов. Проходил параллельный саммит и это происходит практически каждый год. В прошлом году проходила «антивосьмерка» - они не хотели вести диалог с «восьмеркой», целью этой встречи было проведение идеологической баталии с «восьмеркой». Это достаточно интересное явление. Некоторые из параллельных саммитов в прошлом больше взаимодействовали с официальным саммитом, поэтому единой модели поведения здесь нет.
Я еще скажу несколько слов о реакции гражданского общества на саммит в Глениглсе. Очень кратко. По основным вопросам повестки в прошлом году (ключевыми пунктами повестки были Африка и изменение климата). Эти обе темы чрезвычайно важны для гражданского общества всего мира, не только для юга нашей планеты. Реакция гражданского общества в прошлом году скорее была негативной, хотя в определенных областях был признан прогресс. К сожалению, у меня нет времени рассказать вам об этом более подробно.
Воздействие гражданского общества – это то, что очень трудно оценить и измерить. Но есть один специфический индикатор - это открытое признание влияния гражданского общества в документах, которые готовятся на саммите. Очень важно, что в прошлом году два коммюнике «восьмерки», по Африке и изменению климата, не упоминали напрямую гражданское общество и НПО, другие же декларации саммита их упоминали. И нам это должно о чем-то сказать. Другой индикатор можно найти в комментариях председателя «восьмерки». В прошлом году это был Тони Блэр, премьер-министр Великобритании. И на своей заключительной пресс-конференции в конце саммита он признал, что голос гражданского общества был услышан. Ему бы хотелось видеть больший прогресс в определенных областях, но это не всегда возможно, так как саммиты - это международные, межправительственные мероприятия.
История взаимоотношений гражданского общества и «восьмерки» показывает, что есть четыре типа взаимодействия. Первый - диалог, консультации. Второй - демонстрации, в основном они проходят мирно, но на некоторых саммитах мы видели, что небольшие группы привлекали огромное внимание именно тем, что проводили немирные демонстрации. Также в эту категорию можно включить со стороны гражданского общества продвижение своей проблематики, а также мониторинг и отслеживание выполнения решений саммита. Третий тип - это параллельные саммиты. Я о них уже рассказал немного. И, наконец - прямое партнерство между гражданским обществом и «семеркой» или «восьмеркой» на официальном уровне. Это редко происходит, редко случалось. Но, возможно, это был бы наиболее желательный результат такого взаимодействия. Один из хороших примеров - это целевая группа по цифровым возможностям, информационным технологиям и т.д., которая действительно включила в себя различных игроков.
Наконец, я хотел бы обозначить несколько идей, чтобы мы над ними подумали, относительно возможно успешного взаимодействия гражданского общества с «восьмеркой». Возможно, для присутствующих в этом зале информация не будет новой. Прежде всего, чтобы действовать наиболее эффективно, гражданское общество должно предоставлять возможность высказаться тем, кто остался позади в результате развития глобализации. Оно должно выступать за распространение прав человека и даже преимуществ глобализации в мировом масштабе. И это должно происходить вне зависимости от того, где проводится саммит, в каждом конкретном году. Во-вторых, необходима координация гражданских связей посредством сетей. НПО и гражданское общество были гораздо более успешны в своей работе, когда координировали свои действия в коалиции с другими партнерами как на национальном, так и на региональном и международном уровнях. В этом случае влияние может быть гораздо более существенным. В-третьих, необходимо осознавать те связи, которые существуют между различными ассоциациями. И здесь возникает один практический вопрос. Это – потенциальные связи между вопросом энергетической безопасностью и вопросами охраны окружающей среды, стоящих на повестке дня этого года. Кроме того, очень важно использование информационных технологий. Это очень серьезный инструмент работы, позволяющий взаимодействовать и осуществлять планирование. Кроме того, знание и понимание системы «большой восьмерки» и процесса, используемого «большой восьмеркой», необходимы также для успешной деятельности, поскольку дают представление об основных правилах игры. Шестое – необходимо начинать продвижение определенных идей как можно раньше, по крайней мере, за год до каждого саммита, до каждой встречи в верхах. Седьмое – необходимо осознание того, что «большая восьмерка» является частью значительно большего процесса, состоящего из проведения многочисленных встреч. Все это следует понимать в контексте других международных конференций, мероприятий ВТО, вопросов Киотского протокола и т.д. Восьмое – необходимо быть готовыми, чтобы реагировать на вопросы, которые стоят в повестке дня «восьмерки», но необходимо также подходить к рассмотрению этих вопросов творчески. И сейчас я уже приближаюсь к концу своего сообщения. Это то, что представляет особый интерес для гражданских обществ – демонстрация намерений. И, наконец, необходимо понимание того, нужно или не нужно участие НПО. Ряд НПО принимает решение не в пользу своего участия в таких мероприятиях. Но дело в том, что если решение принимается не в пользу участия, то вы лишаетесь возможности влиять на решения. Необходимо всячески поощрять диалог с гражданским обществом и необходимо стремится к максимальной эффективности этого диалога. И, наконец, исторические данные о развитии гражданского общества показывают, что правительственные инициативы, направленные на развитие гражданского общества, очень важны, но НПО не должны копировать их идеи, не должны в точности следовать тем правилам, которые устанавливают правительства, и должны всегда настаивать на своем. Прошу прощения за то, что занял столько времени.


Элла Памфилова:
Спасибо большое. Думаю, для нас было очень важно это услышать. Теперь я передаю слово нашему коллеге Питеру Ричи, который расскажет о том, как это было в прошлом году в Великобритании.


Питер Ричи, Королевский институт международных отношений:
Уважаемые дамы и господа. Прежде всего, я хотел бы поблагодарить г-жу Памфилову за организацию сегодняшней встречи, несмотря на все трудности. Наше заседание проходит в достаточно сложных условиях. Возможно, нам не все удастся осуществить. Если вы не возражаете, я хотел бы немного поделиться общими соображениями и дать также ряд общих рекомендаций. Мы все учимся в процессе работы, и я убежден, что нам удастся обеспечить последовательность и непрерывность процесса. Кроме того, правительство также учится в процессе работы. И правительства стран - участниц «большой восьмерки» не являются исключениями. Я полагаю, что важно уделить особое внимание трем компонентам: роли гражданского общества, определению выполнения взятых на себя обязательств, что также является важной частью процесса, повышению прозрачности, транспарентности процесса. Все это мы можем более детально обсудить в ходе семинаров и рабочих групп. Что касается тем, я полагаю, что, как было указано в повестке дня, мы разделимся на секции по энергетической безопасности, здравоохранению, образованию, но существует также ряд тем, которые не менее важны - это связующие (crosscutting) темы, как взаимосвязаны различные процессы. Нам необходимо увязывать вопросы климатических изменений, происходящих в мире, с ситуацией в Африке. Я полагаю, что нам удастся переломить ситуацию в нашу пользу в ходе обсуждения этих тем. Особое внимание мы должны уделить тому, как мы видим важность роли правительств. Кроме того, обсуждая заявленные темы, нам необходимо учитывать то, что было достигнуто в ходе предыдущих саммитов. Мы должны обеспечить обсуждение наиболее важных вопросов, не забывая о том, что, к примеру, было осуществлено в отношении Африки в прошлом году. И сейчас хочу опять вернуться к вопросу взаимодействия с шерпами. Необходимо, чтобы мы получали информацию о том, что было осуществлено на основании наших рекомендаций.
Не буду тратить много времени - мы должны как можно скорее разбиться на секции и начать работу. Я думаю, что сегодня во второй половине дня у нас будет возможность проработать текст коммюнике, продолжая нашу работу, мы должны дать ответ на коммюнике, посвященное Санкт-Петербургу. Мы должны обсудить роль гражданского общества в содействии выполнению обязательств. Процесс должен быть непрерывным в соответствии с тем, как он был задан в прошлом году. В связи с тем, что было определено в ходе форума африканского партнерства, мероприятие, запланированное на май этого года, должно увязываться с мероприятиями, которые проходили в октябре прошлого года. Все это положительные моменты. Кроме того, мы должны очень внимательно следить за изменениями, связанными с проведением этих форумов. По мере того, как приближается срок проведения встречи в Санкт-Петербурге, мы должны стремиться проводить большую поддержку. Полагаю, что одним из ключевых уроков, который мы можем извлечь из прошлого года, является связь между адвокатской деятельностью, правозащитной деятельностью и гражданским обществом. Исключительные результаты были достигнуты по вовлечению гражданского общества в решение этих вопросов. Мы должны подготовить почву для председательства Германии и в дальнейшем Японии.
Сейчас я хочу обобщить, сделать финальные замечания. Мы должны дать очень конкретные рекомендации, которые должны иметь непосредственное отношение к тому, что входит в повестку дня обсуждения шерп. Мы должны очень внимательно следить за тем, что они реально делают. Мы не должны стремиться обязательно к консенсусу. Разность мнений также важна, особенно в рамках работы гражданского общества. Но это для начала. Мы должны реально вовлечь гражданское общество в эту деятельность, в процессы, осуществляемые правительствами «восьмерки». «Большая восьмерка» обладает огромным влиянием, и деятельность неправительственных организаций должна очень хорошо увязываться с этой работой. Спасибо за внимание.

Элла Памфилова:
Передаю слово нашей коллеге Татьяне Монэгэн, которая является генеральным секретарем Международной торговой палаты в России, для краткого выступления об опыте взаимодействия с бизнесом. Я хотела бы добавить, что общественные региональные и федеральные организации, представляющие интересы бизнеса, очень активно принимают участие в проекте «Гражданская восьмерка». С учетом того, что в повестке дня стоят вопросы бизнеса – международная торговля, финансирование для развития, интеллектуальная собственность и т.д. – мы рассчитываем на очень тесное взаимодействие с ними. Пожалуйста, Татьяна.

Татьяна Монэгэн:
Спасибо, Элла Александровна. Добрый день, друзья. Взаимодействие бизнеса как части гражданского общества с большой «восьмеркой» - как собственно оно возникло? Для чего это нужно? Наверное, многие из нас задают себе вопрос, что такое гражданское общество. Мы можем сказать, что это понятие относится напрямую к институтам социальным и организациям, которые формируют основу результативно функционирующего гражданского общества в отличие от структур государственных. Существуют разнообразные мнения относительно того, что мы включаем в это понятие. Я предпочитаю придерживаться позиции ООН, склоняюсь использовать эту версию. <…>
Международная торговая палата (ICC) была создана в 1920 г., чтобы содействовать мировому бизнесу в деле развития торговли и инвестиций, открытых рынков, товаров и услуг, свободного движения капитала. Изначально она выражала интересы частного бизнеса нескольких стран, таких как Бельгия, Британия, Франция, Италия, Соединенные Штаты. Сегодня ICC расширилась и представляет мировой бизнес 130 стран. Штаб-квартира этой организации находится в Париже и в 95 странах существуют национальные комитеты, которые соответственно представляют ICC в своих странах. Я являюсь генеральным секретарем российского национального комитета ICC-Russia. Мы начали работать здесь в 2000 г. и теперь выражаем в ICC интересы российского бизнеса и международного бизнеса, который работает на территории России. Деятельность ICC осуществляется в различных направлениях – арбитража, пионерами которого мы являемся, разрешение споров, лоббирование системы открытой торговли рыночной экономики, саморегулирование бизнеса, мы являемся инициаторами и этого движения в мире, борьба с коррупцией, противодействие коммерческим преступлениям. С конца 40-х гг. прошлого столетия ICC была задействована в совместной деятельности с ООН. Позже это случилось со Всемирной торговой организацией и многими другими межправительственными организациями. Через год после создания ООН в 1945 г. в Сан-Франциско ICC был предоставлен самый высокий консультативный статус в работе с ООН и ее специализированными агентствами. Именно с тех пор ICC делает все, чтобы мнению бизнеса предавался должный вес на международной арене. Отсюда понятно, почему же ICC становится партнером «большой восьмерки», разъясняя позицию деловых кругов по наиболее актуальным темам, которые не всегда совпадают с официальной позицией «восьмерки». Начиная с 1990 г., когда Джордж Буш перед саммитом в Хьюстоне встретился с руководителями ICC - председатель «большой восьмерки» традиционно встречается с председателем Международной торговой палаты, чтобы выслушать мнение бизнеса по основным текущим вопросам. Так, например, в Эвиане в 2003 г. ICC действовала в направлении увеличения мирового экономического роста. В Си-Айленде в следующем году ICC работала над ускорением этого роста. В прошлом году, помимо усиления внимания к проблемам Африки, чему ICC придает огромное значение, ICC особо выделила вопрос энергетической безопасности, интеллектуальной собственности и открытия новых рынков свободной торговли. Сейчас ICC, как всегда, готовит позицию международного бизнеса, которая потом будет передана в «большую восьмерку».
Сегодня мы еще не знаем текста официального обращения международного бизнеса к главам «восьмерки», поэтому можем поговорить о том, почему деловое сообщество, собственно говоря, уделяет такое большое значение гражданскому обществу. Никакое правительство не может эффективно управлять современной экономикой, не имея здорового и динамичного гражданского общества. Такое взаимодействие является обязательным для процветания общества. Государство с неразвитой экономикой, как правило, не имеет активных институтов гражданского общества. Население страны в целом должно брать на себя ответственность за отдельные стороны общественной жизни страны, в которой оно живет и работает. Раскол между бизнесом, правительством и обществом является совершенно пагубным, и очевидно, что сотрудничество этих трех столпов служит идеальному продвижению вперед. Это особенно важно для современной России, где гражданское общество молодое, находится в развитии. Свидетельством укрепления гражданского общества в России является процесс создания неформальных организаций, этот процесс очень активный. Эти организации выступают перед властью с конкретными проблемами, которые встают перед обществом. Также мы замечаем растущую общественную благотворительность. Все это является признаками укрепления гражданского общества. А бизнес лидирует в этой области и может служить примером, что мы можем с гордостью заметить. Отдельные бизнесмены и компании сегодня финансируют некоммерческие организации, поддерживают благотворительную деятельность. Благотворительные взносы предпринимателей являются сегодня основными источниками пожертвований в России. Коммерческие структуры обеспечивают гранты конкурса на получение финансирования и корпоративные фонды, формируется стратегическое партнерство с другими группами в обществе. И что очень важно, их вклад постоянно растет. Это тот факт, который позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее России. Когда вы думаете об активном гражданском обществе, я прошу вас, не забывайте о частном бизнесе и рассчитывайте на бизнес, как на основного партнера, партнера, с которым вы все можете тесно сотрудничать, убеждаясь, что негосударственные структуры во главе с частным сектором продолжают содействовать развитию мира. Поэтому партнерство бизнеса как важной части гражданского общества и «большой восьмерки» с каждым годом становится все крепче. Кстати ICC явилась инициатором того, чтобы другие общественные организации и ассоциации, объединяющие бизнес, стали очень активной частью диалога гражданского общества и «восьмерки». Спасибо.

Элла Памфилова:
Спасибо, Татьяна. Сейчас разойдемся по круглым столам. Я бы хотела еще дать дополнительную информацию. В начале своего выступления я не сказала о статистике присутствующих, но сейчас мы подводим итоги. Заявку на участие в форуме подали около 100 представителей иностранных, зарубежных и международных НПО. Это, по нашим предварительным данным, около 30 стран, включая все страны «восьмерки». Мне потом сообщат об итогах регистрации, посмотрим, что получится в результате. Мы также пригласили наших коллег, партнеров из стран, которые образовались на постсоветском пространстве, присутствуют 20 организаций из СНГ и не только. Для нас это очень важно. Еще раз подчеркну важность того, что здесь довольно много наших зарубежных партнеров, которые готовы с нами взаимодействовать. Я очень рассчитываю на то, что при проведении круглых столов мы прислушаемся к нашим коллегам из-за рубежа, учтем опыт их работы в предыдущие годы, чтобы во главу угла не ставились чисто российские проблемы, чтобы мы действительно стали равноправными, полноценными участниками этого международного процесса. И, конечно, очень много будет зависеть от того, сможем ли мы в результате нашей работы сформировать внятные, понятные, убедительные рекомендации, которые будут услышаны лидерами «восьмерки». Поэтому я очень хочу пожелать всем нам проявить себя во всей красе и получать удовольствие от общения друг с другом. Это очень важно.
И второе. Я бы хотела сказать несколько слов о том, как мы собираемся строить дальнейшую работу. Мы предполагаем по окончании этого форума, завтра, сформировать некие позиции, доработать их для того, чтобы передать потом шерпам. В июле мы планируем провести международный форум, может быть, проанализировать реакцию на подготовленные нами рекомендации, выработать некие наказы на будущую повестку дня с учетом тех острых проблем и вызовов, которые существуют в мире. Мы предполагаем также обязательно провести круглый стол по Африке и бедности. Это действительно очень важная проблема и она сквозная. Мы предполагаем в конце года провести завершающую конференцию, чтобы передать эстафету нашим коллегам из Германии. Такова предварительная схема наших действий, во многом она будет корректироваться с учетом ваших предложений.
Я сейчас коротко скажу, где, в каких залах сейчас будут проходить круглые столы, чтобы вы могли сориентироваться, там должны быть указатели, наши сотрудники проведут вас. Круглый стол «Энергетическая безопасность» - туда записалось очень много народа, скажем, больше, чем куда-либо и, если вдруг окажется, что там не хватит мест, у нас предусмотрен дополнительный зал на 200 человек. Это будет происходить в зале «Волга». Круглый стол «Образование» - в зале «Енисей». Круглый стол «Борьба с распространением инфекционных заболеваний» - зал «Ангара». Круглый стол «Бизнес, международная торговля, финансирование для развития и интеллектуальная собственность» - в зале «Двина».

Участница:
Мы развитие сделали с Африкой вместе.

Элла Памфилова:
Да, бизнес и Африка.

Участница:
Бизнес, международная торговля, интеллектуальная собственность. А дальше - развитие и Африка.

Элла Памфилова:
Сейчас пока собираемся вместе. Я так поняла вчера из общения и консультаций с координаторами, что многие хотят просто обсуждать последовательно - слишком много вопросов, которые в рамках этих тем переплетаются между собой. Поэтому решайте это в рабочем порядке, дополнительный зал у нас предусмотрен. Круглый стол «Борьба с терроризмом» - это зал «Дон». Все представители общественных организаций, которые хотели бы на будущее обозначить другие темы, могут подойти в зал «Селенга». Пожалуй все.
Мы с вами работаем плотно, практически до 16 часов. С перерывом на обед, конечно. В 16 часов сюда должны подойти вместе с российским шерпом, господином Шуваловым Игорем Ивановичем, все шерпы стран «восьми», включая Евросоюз как полноценного партнера «восьмерки». Вначале я скажу несколько слов, затем с информацией выступит господин Шувалов, после этого выскажутся представители круглых столов, возможно, зададут какие-то вопросы. Потом выступят те из шерпов, у кого будет, что сообщить: что бы они хотели от нас, как мы собираемся строить диалог и т.д. Дальше по второму кругу выступаете вы. Я бы попросила, чтобы наши иностранные партнеры полноценно участвовали в разговоре. От кого-то выступят представители России, от кого-то - представители другой страны. Потом у всех участников конференции будет возможность задать вопросы шерпам. Ждите также вопросов от них.
Еще раз хочу сказать: получайте удовольствие от общения друг с другом. Самое главное, чтобы в результате что-то получилось. Спасибо.



 



дизайн интерьера квартир, домов в Минске

Кипр - лучшее место для отдыха

Точки зрения

Регина Гюнтер

02.12.06

Регина Гюнтер
Глава германского отделения Всемирного Фонда дикой природы
Марек Хальтер

02.12.06

Марек Хальтер
Французский колледж
Оливье Жискар д’Эстен

02.12.06

Оливье Жискар д’Эстен
Комитет в поддержку всемирного парламента COPAM
Мика Обаяши

02.12.06

Мика Обаяши
Институт устойчивой энергетической политики
Бил Пейс

02.12.06

Бил Пейс
Федералисты мира


Разработка сайта Интернет-технологии янв-март 2006
Поддержка и продвижение сайта март 2006 – 2022 Интернет-агентство Бригантина