Гражданская восьмерка 2006

Гражданская восьмерка — это возможность для каждого
участвовать в обсуждении глобальных проблем!

earth

 

Точки зрения

Джон Киртон

16.03.07

Джон Киртон
Руководитель научной группы по исследованию G8 университета Торонто
Виктория Панова

03.12.06

Виктория Панова
Директор научной группы по исследованию G8 университета Торонто в России
Мона Брике

03.12.06

Мона Брике
Форум германских НПО по окружающей среде и развитию
Найджел Мартин

03.12.06

Найджел Мартин
Монреальский Международный Форум
Питер И. Хайнал

02.12.06

Питер И. Хайнал
Университет Торонто Исследовательская группа «большой восьмерки»

Новости

Фокус на качество. Россия решила сделать образование во всем мире не только доступным, но и качественным


Россия впервые возглавила не только клуб восьми мировых лидеров, но и ряд других инициатив, которые сопровождают председательство в "восьмерке". Одна из таких инициатив называется Инициатива ускоренного финансирования программы "Образование для всех". У нее есть и формальный секретариат под крышей Всемирного банка. На уходящей неделе в Москве собрались представители 15 стран-доноров, выделяющих деньги на развитие системы образования наиболее отсталым в этом вопросе странам. Стартовав прямо с колес и проанализировав все ранее принятые решения по данной Инициативе, Россия решила сделать свой акцент на качестве образования. Впервые наша страна также выступила "жертвователем" средств на эти цели, выделив в этом году 7,2 млн долл.

Простому человеку даже в российской глубинке трудно представить, что где-то в остальном мире огромное количество детей вообще не попадает в школу. Трудно, но это факт. В 2002 г более 100 млн детей во всем мире не были охвачены школьным образованием. То есть в мировом масштабе это больше двух третей населения России – большая страна маленьких неграмотных граждан. В большой группе слаборазвитых стран, особенно в Южной Африке, в школу попадает лишь 60 проц детей, и только половина из них вообще заканчивает школу. Доля охвата средним образованием детей и подростков в этих странах составляет всего лишь около 30 проц. Россия считает крайне важным, чтобы дети не только смогли поступить в школы, но и закончить их с положительными результатами.

Для того, чтобы все 100 млн детей, не посещающих сейчас школу, смогли в нее пойти, по некоторым оценкам требуется до 10 млрд долл. Впрочем называются и более скромные цифры – около 3 млрд долл.

Странным образом проблемами образования мировые лидеры не могли проникнуться очень долго, а ведь это является ключом для решения многих проблем, начиная от мелких бытовых до подъема экономики в целом. Вплоть до начала 90-х годов прошлого века вопросы образования рассматривались лидерами ведущих держав только в качестве составной части структурных реформ и только для того, чтобы повысить уровень занятости молодежи в экономике своих стран. Но с 1991 г начало приходить понимание, что образование является одним из центральных элементов развития и снижения уровня бедности в слаборазвитых странах. Постепенно тема образования все больше выдвигалась на передний план и становилось одним из самых важных обязательств и действий стран восьмерки в отношении Африки, целей тысячелетия, определенных в 2000 г и темой развития в самом широком смысле этого слова.

В XXI ВЕКЕ БУДЕТ СОЗДАНА МИРОВАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ, И РОССИЯ ДОЛЖНА ЗАНЯТЬ В НЕЙ ПОДОБАЮЩЕЕ МЕСТО

Россия всегда была одним из традиционных лидеров в системе образования, получив в наследие от Советского Союза систему 100 проц всеобщего бесплатного начального образования. Так, что в нашей стране в этом направлении накоплен бесценный опыт. Трудно оспаривать и тот факт, что по качеству образования наша страна до сих пор также находится на передовом крае.

Поэтому Россия активно выступила с предложением "измерять" качество образования на всех его уровнях. По мнению сопредседателя Управляющего комитета Инициативы ускоренного финансирования программы "Образования для всех" от России Андрея Волкова, в XXI веке образование становится самой главной производственной инфраструктурой, и будет играть в ней ключевое место, вырвав его у нефти и газа. "Строится мировая глобальная инфраструктура образования, и Россия обязательно должна занять в ней соответствующее место", - считает А.Волков.

Чем раньше Россия подключится к этому процессу строительства, тем легче будет следующим поколениям российских граждан в нем участвовать.

Такая постановка вопроса о мировой образовательной инфраструктуре еще какие-то четверть века назад казалась просто выдумкой. Все страны были сосредоточены на развитии своих национальных систем образования. Сейчас, по мнению А.Волкова, при строительстве инновационного общества и общества, основанного на знаниях, проблемы открытости мировой инфраструктуры в высшем образовании, а потом уже и в общем образовании становятся актуальными.

Становясь на путь поддержки развития в мировом масштабе, Россия исходит не только лишь из гуманитарных соображений. Во-первых, решая глобальные задачи развития образования наша страна сможет совершенствовать образовательный процесс и у себя. "Это выходит за рамки программы "Образование для всех", но все развитые страны сейчас думают о качестве своего начального и среднего образования, и Соединенные штаты, и Великобритания, и Россия, и Франция. Вот почему я считаю, что это глобальный процесс", - подчеркивает А.Волков.

Во-вторых, существуют и коммерческие интересы. Ведь, чем более образованы граждане той или иной страны, тем больше их потребности в современных технологиях и товарах. "Если мы уж говорим о совсем коммерческом интересе, он связан с тем, что российские компании очень активно выходят сейчас на африканский рынок, становятся транснациональными корпорациями. И отсюда нацеленность не только гуманитарная, но и коммерческая помогать Африке. Вы не можете туда продвигать технологии, если там неграмотное население", - отмечает А.Волков.

Россия также не скрывает, что через развитие системы образования можно расширять свое присутствие и в странах СНГ. В частности, в Таджикистане и Киргизии.

Гуманитарные и политические интересы России в этой сфере очень важны, но и они могут превратиться в деньги, хоть и не мгновенно, но через шаг. Глобализация перестала быть общими разговорами и стала ежедневной практикой, поэтому гуманитарные факторы важны для обеспечения стабильности. "Если мы не обращаем внимания на то, что происходит с нашими соседями, то рано или поздно у нас самих возникнут проблемы", - считает бывший сопредседатель Управляющего комитета Инициативы от Великобритании Дезмонд Бермингем.

Если посмотреть, кто наши соседи, то это Африка и Азия – быстроразвивающиеся регионы с более чем трехмиллиардным населением и высоким уровнем бедности в большинстве стран этих регионов. "Если мы рассматриваем мир так, а не только в наших территориальных границах, мы зависим и производственно, и политически, и с точки зрения безопасности от того, что происходит за тысячи километров от нас", - подчеркивает А.Волков.

Россия обязана включиться в решение мировых проблем, в том числе в сфере образования в силу запущенного практически на полную катушку механизма глобализации, исторического времени, если наша страна хочет играть важную роль в мировом сообществе.

Мировое сообщество поддерживает нашу страну в ее устремлениях, считая, что именно в образовании Россия может принести свои экспертные знания, свой уникальный опыт, особенно в том, что касается и качества образования. Великобритания была приятно удивлена предложенными Россией различными способами измерения качества образования, сказал Д.Бермингем.

НА ВСЕХ ДЕНЕГ НЕ ХВАТИТ

Уже сейчас стало понятно, что средств для реализации программы "Образование для всех" явно не хватает. Согласно оценкам, чтобы отправить 16 млн детей в странах, которые уже разработали стратегии развития образования и таковые были поддержаны в рамках Инициативы, только в 2006 г потребуется внешнее содействие в сумме около 1,1 млрд долл. Доноры выделяют на текущий год только 490 млн долл, и еще 115 млн долл через Каталитический фонд Инициативы. Но только в этом году нужно почти столько же – 510 млн долл. Предполагается, что к концу 2008 г уже 60 стран смогут добиться утверждения своих стратегий развития образования в рамках Инициативы ускоренного финансирования, а это уже 74 млн детей, не посещающих школу, или свыше 70 проц глобального показателя. Согласно оценкам, нехватка финансирования для этих 60 стран ежегодно будет составлять, как минимум, 2,4 млрд долл. И дело России, выдвинувшей инициативу образования в качестве ключевой для лидеров Группы восьми, привлечь самое пристальное внимание к вопросам финансирования развития образования во всем мире, увеличивая и свой вклад в этом направлении. Россия в подготовленном документе напрямую призвала уже как председатель остальных членов восьмерки усилить внимание к финансированию и к качеству образования, это очень серьезный политический вклад, который требует очень серьезных усилий и ответственности. "Это ответственность, которую России потом нести, если она хочет быть и должна быть членом восьмерки. То есть это не просто декларация, это не просто слова на бумаге", - замечает А.Волков.

"Сейчас, когда до 2015 г – поставленного срока достижения цели обеспечения всеобщего начального образования – остается менее десяти лет, есть четкие признаки того, что прогресс в этой области возможен при наличии политической воли и ресурсов", - отметил Крис Паннеелс, Директор Департамента многостороннего сотрудничества бельгийского Министерства иностранных дел и Сопредседатель Инициативы ускоренного финансирования.

ПОЧЕМУ ВАЖНО КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, И КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКАЮТ НА ПУТИ ЕГО УВЕЛИЧЕНИЯ

В качестве основной идеи зарождения Инициативы ускоренного финансирования программы "Образование для всех" стало желание доноров понять насколько эффективно расходуются средства, направляемые на цели развития образования. Следующим шагом на пути повышения эффективности должно стать повышения качества образования. Необходимо научиться измерять именно результаты. Если с оценкой академических результатов через тесты и ряд других систем все более-менее понятно, то, как проверить ключевые навыки и собственно результат учебного процесса, то это остается неясным. Россия считает, что это проблема не только для начального, но и высшего образования. "Мы, входя в этот большой формат работы, хотим, если так можно сказать, получить собственную тему, собственную ответственность и свою лидирующую роль закрепить в качестве образования", - подчеркивает А.Волков.

Желание оценить, насколько качественно полученное школьниками образование, исходит также из огромных затрат доноров на обеспечение такого образования. Однако перед странами – получателями помощи на развитие образования встает серьезная проблема, когда в условиях нехватки средств требуется брать на себя еще дополнительные функции. А это уже дело рискованное.

В грубом приближении "качественный" результат можно оценить по уровню грамотности школьника и его умению решать задачи. Необходимо достичь некоего фиксированного результата. Как не странно, инструментов его измерения для начального образования нет. Необходимо, чтобы дети стали грамотными, а не просто проводили время в школе.

Тем не менее, вопросы качества образования, как это не странно не ограничиваются только лишь сугубо образовательной тематикой. Так в подавляющем большинстве африканских стран на учебный процесс влияют банальные проблемы личной гигиены. Массовый характер имеет явление заражения детей кишечными паразитами, а попросту глистами. До 50 проц детей поражено такими паразитами. В результате у них наблюдается авитаминоз в тяжелой форме и резко снижающиеся результаты образования. Получается, что для улучшения качества образования с ними необходимо два раза в год провести качественную лекарственную интервенцию, стоимость которой составляет 3-4 цента на человека. То есть не нужно строить новые школы, а нужно решить маленькую задачку из области гигиены и здравоохранения.

Вообще, развитие образования позволяет решить многие смежные проблемы в бедных странах. Образование является тем центром, вокруг которого можно эффективно решать многие проблемы развития. Некоторые проблемы российскому человеку бывает трудно понять. В мире стоит огромная проблема образования девочек. В традициях многих стран существует убеждение, что девочек не нужно учить. Также, если в семье 5-6 детей, то старшая девочка занимается уходом за малышами. Она не попадает в школу. В результате она не владеет даже базовыми навыками жизненного опыта. Она не знает, например, что такое СПИД, она не может даже прочитать информацию о такой опасности, она не знает базовых принципов борьбы с малярией. Оказывается, что базовые проблемы здравоохранения, которые решаются на уровне поведения человека, не могут быть решены.

То есть если посмотреть на вопросы образования несколько шире, то на самом деле дети умирают, в том числе, и от недостатка образования. То есть, если предоставить им возможность ходить в школу, то можно спасти целое поколение, а если нет, то можно это поколение потерять.

ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА ИНИЦИАТИВА УСКОРЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ"

Инициатива "Образование для всех" была сформулирована лидерами стран "Большой восьмерки" лишь в 2002 г и только сейчас набирает обороты. До этого развитые страны, которые выделяли деньги на развитие образования действовали кто как и где хотел. Донорские структуры, которые получали средства от правительств на развитие образования, строили школы там, где считали нужным. Нет, никто не говорит, что они строили их у себя под боком для своих целей. Просто вопрос состоял в том, что где-то школ явно не хватало. Благотворительные организации и фонды, получая средства от правительств своих государств строили школы в деревнях, где о том, чтобы сесть за парту даже не мечтали, а часто просто и не знали, зачем это нужно. Не знали и родители этих детей. Часто получалась так, что при массовом строительстве школ в отдельных областях страны в некоторые деревни приходили сразу несколько благотворительных организаций и начинали возводить школы. В результате в одной деревне их было несколько, а в округе в других деревнях их вообще не было.

Кроме того, вне сферы внимания оставались вопросы снабжения школ учителями, учебниками. Доноры делали свои проекты часто через неправительственные организации, зачастую местные, а само правительство оставалось в стороне. Формировался такой комплекс непричастности правительства к проблемам собственной страны.

Конечно, существенным фактором стало желание самих стран-доноров проверить, каков эффект от вливания миллиардов долларов в развитие образования в бедных странах. Как это не странно прозвучит, но к созданию Инициативы доноров подтолкнула и серьезная конкуренция. В донорском сообществе присутствует проблема конкуренции за разные проекты и за деньги. Международное сообщество выделяет определенное количество средств на развитие, а куда вложить, в рамках каких программ и в какие страны – это серьезная глобальная дилемма.

Созданная в 2002 г как глобальное партнерство между странами-донорами и развивающимися странами Инициатива стала первым глобальным соглашением в сфере образования, которое было направлено на оказание содействия бедным странам для того, чтобы с 2015 г 100 проц детей на нашей планете получали бесплатное начальное образование. Еще одной целью является обеспечение одинаковой пропорции мальчиков и девочек на всех ступенях образования – от начального до высшего.

Сама Инициатива представляет собой некоторый организационный механизм, который определяет условия предоставления средств определенным странам, критерии, по которым эти средства предоставляются и последовательность этого финансирования. В рамках инициативы существует Управляющий комитет, который состоит из 5 постоянных членов и трех меняющихся членов. Два постоянных члена являются сопредседателями /один – от страны-председателя "Большой восьмерки", другой от страны, не являющейся членом этого клуба/. Другие три постоянных члена – ЮНЕСКО, Всемирный банк, и страна, которая председательствовала в "восьмерке" в прошедшем году /в 2005 г председателем Группы восьми была Великобритания/. Три меняющихся члена были введены в январе 2006 г, и включают в себя представителей ЮНИСЭФ, гражданского сообщества и министра образования от одной из развивающихся стран. Россия, ставшая в 2006 г председателем "Большой восьмерки" занимает пост сопредседателя Управляющего комитета Инициативы.

Существует два основных условия подключения станы к данной инициативе. Первое заключается в том, что страна, которая хочет быть ее частью должна иметь официальную стратегию сокращения бедности. Она должна отражать осознанную последовательную стратегию экономического управления, развития и сокращения бедности. Второе условие – страна должна обязательно иметь стратегию развития сектора образования как следующий этап стратегии сокращения бедности. Стратегия по развитию образования представляется в секретариат Инициативы ускоренного финансирования программы "Образование для всех" для рассмотрения. Если у страны нет потенциалы для разработки такой стратегии, то местные доноры помогают разработать такую образовательную стратегию. Она должна быть разработана на среднесрочную перспективу с учетом потребности в учителях, школах, учебниках. В ней также должны быть указаны источники финансирования. Эта стратегия должна быть обязательно принята правительством. После ее принятия информация поступает всем донорам, информируется Всемирный банк. То есть подается политический сигнал о том, что эта страна прошла свою часть пути для того, чтобы создать условия для более эффективного использования донорских и заемных средств.

Когда не хватает донорских средств на создание образовательной стратегии, привлекаются средства так называемого Каталитического фонда, созданного странами-донорами, которые выделяют деньги на развитие образования. Этот фонд позволяет осуществить запуск работы и получить внешнее финансирование. Однако не все так просто. Обычно доноры выделяют лишь 20-30 проц средств, которые завялены страной в национальной образовательной стратегии. Остальные средства страна должна изыскивать сама. Частично эту проблему можно решить, обратившись во Всемирный банк, который дает займы и на такие цели. Являясь также координатором Инициативы "Образование для всех" он помогает распределять средства доноров, обращая их внимание на те страны, которые стремятся улучшить свою систему образования и приняли соответствующие стратегические обязательства.

Сегодня после двух лет работы Каталитического фонда Инициативы ускоренного финансирования в нем задействованы, в общей сложности, 9 доноров, а объем средств, который они обязались предоставить в течение 2003-2007 гг, составляет, в целом, около 445 млн долл. Фонд развития образовательных программ, который функционирует всего один год, предоставляет техническое содействие 54 развивающимся странам с тем, чтобы они могли разработать или осуществить продуманные стратегии развития образования, а общий объем финансирования, который доноры обязались выделить в 2005-2007 гг, составляет около 30 млн долл.

Сейчас в Инициативе участвуют 20 стран, среди которых наши соседи – Таджикистан и Молдова. Еще 45 странам оказывается техническая помощь. Таким образом Инициативой охвачены 16 млн детей, в настоящее время не посещающих школу.

Крупнейшими донорами, выделяющими средства на развитие беднейших развивающихся стран являются США, Великобритания и Франция. В 2004 г они выдели на цели развития в этих странах 4,5 млрд долл /около 4 проц этих средств выделено на развитие образования/, 2,9 млрд долл /16 проц на цели развития образования/ и 2,4 млрд долл /53 проц на цели развития образования/ соответственно.

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВЫ

С 2002 г объем донорской помощи бедным странам на цели развития начального образования увеличился более чем в два раза: с 1,24 млрд долл в 2002 г до 2,64 млрд долл в 2004 г.

47 стран мира уже обеспечили всеобщий охват детей начальным образованием.

Доля внутренних расходов на образование в общем объеме национального дохода увеличилась примерно в 70 странах.

После того, как доля детей, поступавших в начальную школу в странах Африки к югу от Сахары, а также южной и западной Азии, составляла менее 80 проц на протяжении более двух десятилетий, теперь в каждом из этих регионов количество детей, посещающих начальную школу, увеличилось на 20 млн человек.

В 2005 г Гана отменила сборы с пользователей в масштабах всей страны, и количество детей, поступающих в начальную школу, увеличилось на 14 проц.

С тех пор, как Мавритания, Буркина-Фасо и Гана присоединились к Инициативе ускоренного финансирования, количество детей, ежегодно поступающих в начальную школу в этих странах, увеличилось, в общей сложности, на миллион человек, что означает более чем двукратный рост.

Помощь в размере 4 млн долл позволила правительству Гамбии закупить тысячи учебников для 1-4 классов, что повысило качество образования в бедных сельских районах.

В настоящее время Йемен, получив 10 млн долл, принимает меры для повышения качества образования и расширения охвата школьным образованием девочек из бедных сельских районов, где в школу ходят только 30 проц девочек. Уже проведено обучение 14 тыс учителей, начато строительство 86 новых школ и идет набор женщин-учителей.



 



дизайн интерьера квартир, домов в Минске

Кипр - лучшее место для отдыха

Точки зрения

Регина Гюнтер

02.12.06

Регина Гюнтер
Глава германского отделения Всемирного Фонда дикой природы
Марек Хальтер

02.12.06

Марек Хальтер
Французский колледж
Оливье Жискар д’Эстен

02.12.06

Оливье Жискар д’Эстен
Комитет в поддержку всемирного парламента COPAM
Мика Обаяши

02.12.06

Мика Обаяши
Институт устойчивой энергетической политики
Бил Пейс

02.12.06

Бил Пейс
Федералисты мира


Разработка сайта Интернет-технологии янв-март 2006
Поддержка и продвижение сайта март 2006 – 2022 Интернет-агентство Бригантина