Гражданская восьмерка 2006

Гражданская восьмерка — это возможность для каждого
участвовать в обсуждении глобальных проблем!

earth

 

Точки зрения

Джон Киртон

16.03.07

Джон Киртон
Руководитель научной группы по исследованию G8 университета Торонто
Виктория Панова

03.12.06

Виктория Панова
Директор научной группы по исследованию G8 университета Торонто в России
Мона Брике

03.12.06

Мона Брике
Форум германских НПО по окружающей среде и развитию
Найджел Мартин

03.12.06

Найджел Мартин
Монреальский Международный Форум
Питер И. Хайнал

02.12.06

Питер И. Хайнал
Университет Торонто Исследовательская группа «большой восьмерки»

Интервью, публикации

В.Евсеев, А.Гусев. Большая восьмерка" и российский бизнес: каковы перспективы взаимодействия


Дебют России в качестве председателя Большой восьмерки в 2006 г. является серьезным вызовом для страны и ее делового сообщества. Используя механизмы Большой восьмерки российский бизнес способен сделать качественный рывок в улучшении своего имиджа за рубежом и усилении своих позиций на мировых рынках.

Однако малое количество крупных российских ТНК мирового уровня, слабо развитые гражданские институты, нехватка профессиональных
экспертов «восьмерочников», узкие интересы большинства российских компаний, а также отсутствие опыта взаимодействия с властью по вопросам определения глобальных экономических интересов являются основными препятствиями к более активному вовлечению российского бизнеса в формат деятельности Большой восьмерки.

Специализация национального бизнеса в мировом разделении труда обуславливает направленность и степень его заинтересованности в рассмотрении вопросов в рамках Большой восьмерки

Большая восьмерка – одиниз наиболее влиятельных и закрытых политических клубов в мире. Рассматриваемые вопросы покрывают чрезвычайно широкий спектр международных проблем в сфере экономического развития, безопасности, экологии, борьбы с бедностью, развития демократии и других не менее важных проблем
современности.

Многие из рассматриваемых вопросов прямо или косвенно затрагивают экономические интересы странучастниц этого клуба. Принимая за основу экономическую базу переговоров «Большой восьмерки», неизбежно встает вопрос о носителях этих экономических интересов. При этом степень заинтересованности бизнеса в участии в выработке и реализации политики в рамках Большой восьмерки зависит от степени его интеграции в мировую
экономику, в то время как направленность интересов зависит от специализации государства в мировом разделении труда.

Очевидно, что при таком подходе для России, исходя из структуры ее экспортных потоков, ключевыми сферами интересов на внешнеэкономической арене являются топливно-сырьевой сектор, рынок вооружений и рядавысоких технологий.

В национальной экономике есть два крупных собственника, мнения которых по ключевым вопросам нужно приводить к общему знаменателю: государство и частный сектор. Консенсус государства и делового сообщества по глобальной проблематике, обсуждаемой на

«Большой восьмерке», представляется очень важным, поскольку от степени непротиворечивости позиций сторон зависит успешность отстаивания национальных интересов и их реализация. Очевидно, что в современных условиях на первое место выходит переговорный процесс, плодотворный иконструктивный диалог.

Принимая во внимание масштаб частного капитала в российской экономике, представляется важным привлечение представителей бизнеса к формированию повестки переговоров «Большой восьмерки», а также реализации принимаемых решений. Это является залогом
продуктивного участия России в элитном политическом клубе, и тем более председательства.

В чем интерес российского бизнеса от участия в Большой восьмерке?

Неоспоримым является постулат, что основная задача деятельности любой компании заключается в получении прибыли. Однако Большая восьмерка – это, прежде всего, неформальный политический клуб, работа в котором ведется на государственном уровне. Таким
образом, механизм Большой восьмерки и сам формат ее работы не предназначен для лоббирования интересов отдельных компаний и секторов экономики, хотя и способен оказывать на существенноевлияние на их развитие.

Для решения специфических вопросов мировой торговли существует ВТО, а также альтернативные площадки, которые по своей важности для бизнессообщества близки к «Большой восьмерке», и в этом смысле она не является для делового сообщества «камнем
преткновения». К примеру, исследования, проведенные Ассоциацией Менеджеров среди российского бизнеса, показывают сколь высокое значение они уделяют Давосскому и Лондонскому экономическому форуму. Для государства же формат «Большой восьмерки» является
безусловным приоритетом.

В то же время, экспертные опросы, проведенные Ассоциацией Менеджеров, показывают, что деловое сообщество страны имеет явное желание прямо или косвенно включиться в работу «Большой восьмерки», и ждет от государства приглашения к совместной
деятельности. Однако на сегодня отсутствует четкое понимание, в каких формах и в каком направлении это может быть сделано.

Председательство в Большой восьмерке является, прежде всего, сильным имиджевым событием для России и ее национального бизнеса. Российские компании имеют хорошую возможность улучшить свой образ за рубежом, проявить себя в качестве лидеров в своих секторах, осуществить проникновение в закрытые зарубежные бизнесэлиты.

Используя механизмы Восьмерки российские компании способны укрепить свое влияние в интересующих их странах и регионах мира, придать новый акцент своей деятельностии усилить свою репутацию.

Однако для того, чтобы использовать эти преимущества российский бизнес должен обладать существенными экономическими интересами в мире. В то же время, объем экспортно-импортных сделок России
несравним с аналогичными показателями других стран Большой восьмерки, товарная и региональная структура российского экспорта крайне ограничены, а компаний, реально заинтересованных в наращивании глобального влияния, практически нет.

Несмотря на отсутствие непосредственных возможностей решения экономических проблем, Большая восьмерка играет существенную роль в определении стратегических приоритетов развития и создания глобального и регионального делового климата. И в этой
связи еероль сложно переоценить.

Большинство решений, принимаемых Восьмеркой, содержат в себе косвенные экономические интересы. К примеру, вопросы борьбы с терроризмом создают основу для производителей спецсредств и военного оборудования, интересы фармацевтических компаний затрагиваются решениями в сфере здравоохранения и борьбы с
инфекционными заболеваниями, многие сектора экономики затрагивают решения, принимаемые в рамках работы над борьбой с изменением климата на планете и проч.

Российский бизнес слабо активен в подготовке председательства России в Большой восьмерке

Несмотря на наличие различных возможностей основная часть российского бизнеса пока остается мало активной в подготовке председательства России в Большой восьмерки. В чем же кроются основные причины такого поведения?

Прежде всего, низкая активность российского бизнеса обусловлена слабостью большинства российских компаний и отсутствием у них реальных стратегических интересов на глобальном уровне, за исключением топливносырьевого сектора. Многие отечественные компании склонны решать свои внутренние проблемы, связанные с
необходимостью модернизации основных фондов, решением финансовых и кадровых проблем, или просто бороться за выживание.

Мировая же практика показывает, что активными игроками на мировой арене являются, прежде всего, крупные ТНК. В России таких глобальных компаний крайне мало, а те, что есть, сконцентрированы в топливноэнергетическом комплексе. Не удивительно, что тема энергетической безопасности фигурирует в числе озвученных приоритетов российского председательства.
Фактически, такое положение лишь закрепляет топливносырьевую
специализацию России в мировом разделении труда.

Сама повестка переговоров Большой восьмерки и ее традиционно рассматриваемые вопросы также в большинстве своем далеки от проблем и повседневных потребностей российских компаний и воспринимаются ими как нечто, лишь чрезвычайно слабо влияющие на их бизнес.

Не менее важная проблема -это слабо развитые гражданские институты в России, из которых лишь очень немногие начинают принимать участие в дискуссиях на международном уровне по рассматриваемым вопросам.

Отсутствие эффективных посредников, способных представлять коллективные интересы делового сообщества, также тормозит участие компаний.

Слабость гражданских институтов дополняется и углубляется слабостью их экспертного потенциала в рассматриваемых в рамках Большой восьмерки вопросах.

Недостаток экспертов «восьмерочников» в бизнесе и НГО и их разрозненность не позволяют государственным структурам эффективно использовать этот ресурс в рамках председательства России, что неизбежно скажется на эффективности проводимой работы. Фактически, в настоящее время государство не может опереться на институты гражданского общества и вынуждено
самостоятельно решать задачу разработки и реализации повестки председательства страны.

Однако такая ситуация обусловлена не только слабостью гражданских институтов и делового сообщества, их низкой заинтересованностью в теме Большой восьмерки, но также и особенностью деятельности самих государственных органов. Тема Большой восьмерки до недавнего времени оставалась чрезвычайно закрытой, МИД России и Администрация Президента РФ чрезвычайно
неохотно шли на контакт с деловыми кругами и НГО. До сих пор не выработаны формы диалога государства, бизнеса и НГО, которые позволили бы привлекать и эффективно использоватьимеющиеся ресурсы гражданского общества.

Указанные проблемы, недостаток понимания непосредственных выгод от участия в этом политическом клубе, наличие у него сильных конкурентов в виде Давосского и Лондонского экономического форумов, целого ряда специализированных секторальных и
региональных мероприятий в совокупности с крайне низким информационном покрытием деятельности Большой восьмерки ведут к недостаточной мотивации российских компаний принимать участие в ее работе.

Российский бизнес и Большая восьмерка - шаги навстречу друг другу

Перечисленные выше объективные сложности делают правомерным вопрос о том, а нужно ли вообще участие российского бизнеса в разработке политики и реализации принимаемых Россией обязательств в рамках Большойвосьмерки? Нашответ – однозначно да.

Участие России в Большой восьмерке – это привилегия, доступная лишь чрезвычайно ограниченному кругу стран. Российскому государству и бизнесу необходимо научиться использовать это элитарное положение не только для отстаивания своих политических, но и экономических интересов. Эта цель требует
планомерной работы по многим направлениям.

К тому же принимаемые Россией в рамках Большой восьмерки обязательства во многом реализуются за счет российских компаний, выплачивающих налоги в федеральный бюджет. В связи с этим вполне правомерна постановка вопроса, при котором компании смогут
принимать участие в разработке политики России в рамках
Большой восьмерки, а следовательно, и брать на себя обязательства наряду с государственными структурами.

Вовлечение российского бизнеса и его объединений в деятельность Большой восьмерки позволит «приблизить» Большую восьмерку к российским компаниям, сделать ее работу более понятной, а значит и привлекательной для компаний. В свою очередь интеллектуальный и ресурсный потенциал, который привнесет отечественный бизнес,
окажет благоприятное воздействие для повышения влияния этого престижного мирового объединения и усилит российскую переговорную позицию.

Совершенно очевидно также, что усиление активности отечественного бизнеса в определении и последовательном отстаивании своих глобальных интересов, в том числе используя механизмы Большой восьмерки, возможно только постепенно по мере
оздоровления российской экономики и усиления присутствия отечественных компаний на мировых рынках, товарной диверсификации их поставок, а также развития глобальной социальной ответственности российского бизнеса. Однако это, скорее, долгосрочная перспектива.

В связи с этим представляется целесообразным использовать опыт первого российского председательства, прежде всего, в целях наращивания экспертных возможностей российского гражданского общества и делового мира, вовлечения их в существующую дискуссию
на глобальном уровне. Важным также является определение и отработка оптимальных форм взаимодействия государственных, гражданских и деловых структур в процессе выработки российской
внешнеполитической позиции и последующей реализации взятых на себя обязательств. И здесь особое внимание следует уделить передовому опыту других стран-участниц Большой восьмерки.

к.э.н., Евсеев В.А.
к.э.н., Гусев А.

Все права принадлежат Ассоциации Менеджеров. В случае публикации этого документа или его частей, ссылка на Ассоциацию Менеджеров обязательна.

© 2005 Copyright Ассоциация Менеджеров
E-mail: info@amr.ru



 



дизайн интерьера квартир, домов в Минске

Кипр - лучшее место для отдыха

Точки зрения

Регина Гюнтер

02.12.06

Регина Гюнтер
Глава германского отделения Всемирного Фонда дикой природы
Марек Хальтер

02.12.06

Марек Хальтер
Французский колледж
Оливье Жискар д’Эстен

02.12.06

Оливье Жискар д’Эстен
Комитет в поддержку всемирного парламента COPAM
Мика Обаяши

02.12.06

Мика Обаяши
Институт устойчивой энергетической политики
Бил Пейс

02.12.06

Бил Пейс
Федералисты мира


Разработка сайта Интернет-технологии янв-март 2006
Поддержка и продвижение сайта март 2006 – 2022 Интернет-агентство Бригантина